Вход в личный кабинет

Зарегистрироваться?
Забыли пароль?
Войти через госуслуги

Вверх

Из истории транспорта в Енисейской губернии

Для красноярца самым первым «транспортным средством» являлась лошадь, которая была приручена человеком еще до изобретения колеса. В 1823 году в Красноярске проживало 3 962 человека. И на каждых трех жителей приходилось по две лошади. В 1912 году, когда в городе проживало уже более восьмидесяти тысяч жителей, возникает потребность в извозчиках, к которым губернская управа имела определенные требования.

Но однажды наступило такое время, когда по городу стали ездить дилижансы - многоместные крытые экипажи, предназначенные для перевозки почты, пассажиров и багажа. Для ожидающих пассажиров в 1895 году были построены павильоны у вокзала и Старобазарной площади. От Новобазарной площади до Старобазарной можно было проехать за 5 копеек.

Первые велосипедисты в Красноярске появились в 1895 году. Велосипед в то время был настоящей роскошью и называться велосипедистами могли лишь немногие жители Красноярска. Велосипедисты и их железные «кони» стали настоящим испытанием для коней настоящих.

Конечно же, на смену велосипедам должен был прийти автомобиль. Впервые «самодвижущийся экипаж» красноярцы увидели 23 июня в 1907 году. Это был итальянский автомобиль, а приехал на нем итальянский князь Боргезе, участник и победитель пробега «Париж-Пекин».

В 1909 году в полицейском управлении был зарегистрирован первый красноярский автомобиль. Некий господин Зубов даже хотел открыть автомобильный извоз в городе, но судя по архивным материалам, этому не суждено было сбыться. Об открытии автобусного движения поднимался вопрос еще в 1928 году и только 1 июля 1932 года по улицам города проехал первый автобус. А 1 августа 1934 года в городе появилось автобусное движение. Существовал единственный маршрут, который и значился под номером 1. Проезд в 16-местном автобусе стоил 10 копеек. В конце 60-х были подготовлены к эксплуатации трамвайные и троллейбусные линии.

Конечно, обладая такой мощной водной артерией, наш край просто не мог обойтись без пароходов.

Первый пароход был построен в городе Енисейске, который был назван - «Енисей». В 1861 году купцы Кытмановы, Калашниковы, Баландин, Грязновы организовали совместное предприятие - Енисейскую компанию пароходства и торговли. Суда должны были ходить по Енисею для перевозки грузов, товаров.

В 1888 году по Енисею уже ходили 6 пароходов. З парохода принадлежали Н. Г. Гадалову, а другие три - иркутскому купцу Сибирякову. Перед революцией Енисей уже бороздили 29 пароходов и много барж.

Самым комфортабельным в конце XIX века был пароход, который сейчас является музеем - «Св. Николай», мощностью 560 лошадиных сил. Часть его составляющих сделали в Швеции, часть в Тюмени. Собрали в Красноярске в 1887 году. В 1891 году на нем плыл от Березовки до Красноярска цесаревич Николай, будущий император Николай II. А через 6 лет от Красноярска до Новоселова на нем в ссылку плыл Владимир Ленин.

Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 г. в 2 часа дня. Он шел из Томска до Енисея со скоростью 15 км в час (мощность паровоза - 300 лошадиных сил). Поезд опоздал на два часа, так как под Ачинском сбил вышедшего на рельсы медведя, а потом и вовсе остановился из-за неполадок в пути. Состоял он из трех вагонов: в первых двух ехали железнодорожники и начальство, в третьем церковь. Прибытие поезда стало настоящим событием для города.

Для дальнейшего движения на восток приходилось сооружать рельсы на льду, летом состав перевозился на пароме, а пассажиры добирались, кто как мог. Это вызывало массу неудобств. Но в 1896 году, через год после прибытия первого поезда, было решено строить мост, который стал уникальным сооружением в России. Автор проекта - профессор инженерного училища в Москве Проскуряков. А возводил мост Евгений Карлович Кнорре, который был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Наш мост, чудо инженерной мысли, прослужил ровно 100 лет, затем был реконструирован из-за усталости металла.

Одним из грандиозных событий развития транспорта в Енисейской губернии являлось появление первого летательного аппарата. Еще до революции, в 1910 году, над Енисеем появился воздушный шар с известным русским воздухоплавателем Орловым. Говорят, что шар приземлился в районе Качи и зеваки попытались прожечь оболочку шара папиросками.

Уже при советской власти в Красноярске приземлился первый самолет «Сопвич», который переименовали по решению городской конференции Общества друзей воздушного флота в «Красноярец». Ну, а раз есть самолет - значит надо иметь и аэродром. Поэтому первый аэродром организовали в районе Иннокентьевского поселка. Затем построили красивый аэропорт.

Таким образом, с появлением различных транспортных средств город Красноярск и край в целом получили развитие обширной транспортной инфраструктуры, что указывало на социально-экономический рост удаленного сибирского региона.

Ссылки и файлы:

   Миханев А. П. Куда прикажете, барышня! // Сибирское купечество: Власть. Торговля. Потребитель. - 2005. - № 9. - С. 4-6

   Серафимова Ю. Автотранспорт: 80 лет в пути // Renome. - 2013. - № 10. - С. 46-48

   Первый пароход // Профсоюзы Красноярья. - 2012. - 19-26 января, № 2. - С. 4

   Филиппов В. В. Первые самолеты в Красноярске // Сегодняшняя газета. Зеленогорск. - 2012. - 2 августа, № 31. - С. 21

   Светлова О. Полет, вошедший в историю // Городские новости. - 2006. - 31 октября, № 131. - С. 3

   Статья Фокиной Е. С. из сборника Студенческая наука - взгляд в будущее: материалы VIII Всероссийской студенческой научной конференции (2 апреля 2013 г.) / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск: КрасГАУ, 2013. - Ч. 2. - С. 219-221

   Материалы, о появлении различных транспортных средств в Красноярском крае

Для анализа посещаемости и улучшения работы сайта мы используем файлы cookies. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на их использование.