Диагностика запросов пользовательской аудитории общедоступных библиотек: точки роста и стереотипы восприятия / А. А.
Борисова, Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева>. - Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки. - 2023. -
№ 10. - С. 53-78 : табл. - Библиогр.: с. 73-75 (27 назв.). - Ref.: p. 75-78 (27 names)
УДК 024 ББК 78.38
Рубрики: Библиотечное дело
Библиотечное обслуживание читателей
Кл.слова (ненормированные): барьеры трансформации библиотек --
библиотеки --
библиотечные услуги --
вовлеченные пользователи --
драйверы трансформации библиотек --
информационные услуги --
невовлеченные пользователи --
пользователи библиотек --
роль библиотек --
стереотипы восприятия библиотек --
цифровизация библиотекАннотация: Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и ее стереотипным восприятием со стороны вовлеченных и невовлеченных аудиторий. Модернизирующиеся библиотеки, превращаясь в цифровые экосистемы, наряду с традиционной миссией архива информации становятся центрами культурной жизни, интерактивными пространствами, предлагающими посетителям разнообразные сервисы и ресурсы по работе с информацией, мультимедийные коворкинг-зоны для работы, общения и обучения. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. В исследовании диагностируются запросы фактических и потенциальных пользователей библиотек, дается оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Для выявления стереотипных представлений о библиотеках было проведено анкетирование двух групп респондентов: вовлеченных и невовлеченных пользователей (взрослые и учащаяся молодежь). Основные результаты: в исследовании фиксируются потребности в позиционировании услуг библиотек в более широком пространстве коммуникативного поля. Требуется выход на особые сегменты рынка, связанные с построением многосубъектных пользовательских цепочек и новые способы информирования о наборе услуг среди молодых фактических и потенциальных пользователей. Относительно слабое информирование о новых услугах может свидетельствовать об использовании преимущественно традиционных средств позиционирования на ближнем целевом рынке и пока достаточно слабом проникновении на иные сегменты. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может быть основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения в первую очередь молодежной аудитории, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.
Доп.точки доступа: Микиденко, Наталья Леонидовна (кандидат социологических наук; доцент; заведующая кафедрой); Сторожева, Светлана Петровна (кандидат культурологии; доцент) Имеются экземпляры в отделах: ПЕР Экз. 1 (свободен)