Россия и Италия объединены узами сотрудничества с давних пор. Первыми итальянцами, проложившими путь на русскую землю, стали строители и музыканты. Они приезжали, чтобы поделиться своим мастерством. До сих пор красноярская земля помнит талантливых итальянцев, умеющих превращать природный камень в произведение искусства... В свою очередь, итальянцы восхищались бескрайними просторами нашего края и особенностями сибирского образа жизни. Таким образом, прошлое показывает, что у жизнерадостных итальянцев и самобытных жителей Енисейской губернии есть совместная история. Об этих точках соприкосновения и поведем речь далее.
Ссылки и файлы:
С развитием сети железных дорог и строительством крупных храмов потребовались специалисты, имевшие опыт работы с камнем. Начиная с последней четверти XIX века в Россию приглашались итальянские каменотесы, каменщики, резчики по камню, взрывники и проходчики тоннелей. Итальянцы умели виртуозно обрабатывать камни, поэтому именно они приехали в 1898 году в Красноярск на строительство железнодорожного моста по проекту инженера Кнорре . Собственно, это были первые "гастарбайтеры" в нашем крае. Благодаря многочисленным исследованиям известно, что большая часть приехавших на работу итальянцев оказалась родом из северной области Италии – Фриули-Венеция-Джулия – из современных провинций Удине, Порденоне, Спилимберго. Итальянцы славились своим трудолюбием и, в отличие от других работников, «не просили водки и праздничных выходных». Некоторые не возвращались на родину, а пускали глубокие корни в сибирской стороне. В нашем крае известна фамилия Джорджио Редольфи. Это был один из трех братьев, приехавших в Россию. Редольфи жил до 1923 года в Красноярске и звался здесь Осипом Антоновичем. У итальянца была собственная каменотесная мастерская, в которой производились надгробные скульптуры и плиты. С тех пор на кладбищах появились прочные каменные надгробия, а деревянные - наши предки справедливо сочли недолговечными.
Шадрин А. Очарованные камнем // Красноярский рабочий. - 2001. - 16 ноября. - С. 10, 23
В 1864 году в Красноярск были высланы несколько десятков участников польского восстания. Среди них были итальянцы. Общественность города принимала явное участие в облегчении положения иностранцев. Ссыльные жили в домах красноярцев и занимались преподаванием разных наук для детей и взрослых. Уже в те времена итальянцы, страстно влюбленные в музыку, очаровали ею и сибиряков. Известно, что при участии итальянских военнопленных организовывались оркестры, которые услаждали красноярскую публику превосходным исполнением музыкальных произведений.
Неоценимый вклад в художественную жизнь Красноярска внесли гастроли драматических и оперных трупп, знакомивших горожан с выдающимися произведениями мирового театрального репертуара. Начиная с 1905 года, оперные труппы приезжали в город. Ежегодно горожане с большим интересом следили за театральной афишей, а зрительный зал, как правило, был переполнен. Так, газета «Красноярец» 1907 года писала: «Публика в оперу валом валит, удивляешься только, откуда у красноярцев берутся деньги? Ежедневный сбор составляет около 1000 рублей». Во втором десятилетии прошлого века в городе гастролировала труппа итальянских артистов под управлением господина Гонсалец. Выступления итальянских гастролеров, обладавших высоким исполнительским мастерством, знакомили горожан с серьезным классическим репертуаром, приобщая красноярцев к разнообразным жанрам музыкального искусства. Их концерты являлись важнейшей составляющей музыкальной жизни Красноярска. Cпустя десятилетия сотрудничество в области музыкального творчества не утратило своей силы, а напротив значительно упрочилось. Так гостями нашего города стали итальянские артисты Давид Беллунджи и Ивано Баттистон. Свое мастерство представил на суд зрителей итальянский дирижер Пьеро Беллуджи, управляя Красноярским академическим симфоническим оркестром. В 1995 году Красноярск посетили маэстро Роберто Манфреддини и режиссер Мария Франческа Сичилиани, поражала своим меццо-сопрано певица Габриелла Сборджи и техника управления оркестром Филиппо Фаеса… Стали выезжать в солнечную Италию и наши земляки. Так, Камерный оркестр Михаила Бенюмова выступал в Италии неоднократно. Всегда их концерты проходили с аншлагами в разных городах Италии – в филармонии города Тренто, в церкви Сен-Джорджо в Вероне, в оперном театре имени Понкиелло в Кремоне… И везде они играли на уникальных коллекционных инструментах, предоставленных Консорциумом скрипичных мастеров Кремоны. Постепенно столь благоприятный для двух стран процесс общения перерос в Международный фестиваль искусств «Сибирь-Италия».
Примечательно то, что музыкальный диалог двух культур перерос в прочные социально-экономические отношения. Еще в советские времена в наш край приезжала делегация секретарей федераций Итальянской коммунистической партии. В 2002 году в торгово-промышленной палате города Милана прошли дни экономики Красноярского края, которые явились предпосылкой для дальнейшего делового сотрудничества. В настоящее время в Красноярске появились торговые итальянские брэнды и потребители прочувствовали качество и изысканность итальянского стиля. Итальянцы все чаще путешествуют по Сибири и с удивлением для себя открывают наши бесконечные просторы и особенности сибирского уклада жизни.
Сказочная Италия навсегда осталась запечатленной на полотнах Василия Ивановича Сурикова, уроженца города Красноярска. Первая поездка художника за границу (в сентябре 1883 по май 1884 года) включала посещение Германии и Франции, Италии и Австрии. Суриков отправился в это путешествие с женой и двумя маленькими дочерьми - 5-летней Ольгой и 3-летней Еленой. Обычно немногословный, художник отправлял очень подробные, полные впечатлений и рассуждений письма своим друзьям и педагогу Павлу Петровичу Чистякову. Созерцая и изучая классику полотен живописных кумиров, Суриков не забывал зарисовывать увиденное – уличные сценки, спящих на тротуаре бездельников, украшенных цветами итальянок. Маленький дорожный альбом в холщовом переплете сопровождал его повсюду. В Италии художник создает множество акварелей с изображением памятников архитектуры, пейзажей Венеции и Милана, Неаполя, Флоренции. «Римский карнавал», «Итальянка», «Сцена из Римского карнавала» и т. д. Через 16 лет (1910 г.), будучи известным художником, Суриков снова приедет в Италию и вновь изобразит «Палаццо Дожей», которую Гете назовет «мечтой, сотканной из воздуха, воды, земли и неба».
Заголовки статей в итальянской прессе то и дело спешат заинтересовать читателя новостями о Красноярском крае (“Il Giornale”, “Corriere della sera”, “Il giornale del friuli”). Гастроли красноярских коллективов, важнейшие экономические события края, рассказ об особенностях местных городов и совместные культурные проекты – это лишь самый малый спектр тем, затронутый в итальянской прессе. Теплота и красочность высказываний о нашем крае позволяет с уверенностью сказать, что дружба между Италией и Красноярским краем есть и расстояние в тысячи километров тому не помеха!