Вход в личный кабинет

Зарегистрироваться?
Забыли пароль?
Войти через госуслуги

Вверх

Итальянцы в Красноярском крае

Россия и Италия объединены узами сотрудничества с давних пор. Первыми итальянцами, проложившими путь на русскую землю, стали строители и музыканты. Они приезжали, чтобы поделиться своим мастерством. До сих пор красноярская земля помнит талантливых итальянцев, умеющих превращать природный камень в произведение искусства... В свою очередь, итальянцы восхищались бескрайними просторами нашего края и особенностями сибирского образа жизни. Таким образом, прошлое показывает, что у жизнерадостных итальянцев и самобытных жителей Енисейской губернии есть совместная история. Об этих точках соприкосновения и поведем речь далее.

Ссылки и файлы:

   Итальянцы в Красноярском крае

Итальянцы-рабочие

С развитием сети железных дорог и строительством крупных храмов потребовались специалисты, имевшие опыт работы с камнем. Начиная с последней четверти XIX века в Россию приглашались итальянские каменотесы, каменщики, резчики по камню, взрывники и проходчики тоннелей. Итальянцы умели виртуозно обрабатывать камни, поэтому именно они приехали в 1898 году в Красноярск на строительство железнодорожного моста по проекту инженера Кнорре. Собственно, это были первые "гастарбайтеры" в нашем крае. Благодаря многочисленным исследованиям известно, что большая часть приехавших на работу итальянцев оказалась родом из северной области Италии – Фриули-Венеция-Джулия – из современных провинций Удине, Порденоне, Спилимберго. Итальянцы славились своим трудолюбием и, в отличие от других работников, «не просили водки и праздничных выходных». Некоторые не возвращались на родину, а пускали глубокие корни в сибирской стороне. В нашем крае известна фамилия Джорджио Редольфи. Это был один из трех братьев, приехавших в Россию. Редольфи жил до 1923 года в Красноярске и звался здесь Осипом Антоновичем. У итальянца была собственная каменотесная мастерская, в которой производились надгробные скульптуры и плиты. С тех пор на кладбищах появились прочные каменные надгробия, а деревянные - наши предки справедливо сочли недолговечными.

Ссылки и файлы:

   Шадрин А. Очарованные камнем // Красноярский рабочий. - 2001. - 16 ноября. - С. 10, 23

Итальянцы-ссыльные

В 1864 году в Красноярск были высланы несколько десятков участников польского восстания. Среди них были итальянцы. Общественность города принимала явное участие в облегчении положения иностранцев. Ссыльные жили в домах красноярцев и занимались преподаванием разных наук для детей и взрослых. Уже в те времена итальянцы, страстно влюбленные в музыку, очаровали ею и сибиряков. Известно, что при участии итальянских военнопленных организовывались оркестры, которые услаждали красноярскую публику превосходным исполнением музыкальных произведений.

Итальянцы-музыканты

Неоценимый вклад в художественную жизнь Красноярска внесли гастроли драматических и оперных трупп, знакомивших горожан с выдающимися произведениями мирового театрального репертуара. Начиная с 1905 года, оперные труппы приезжали в город. Ежегодно горожане с большим интересом следили за театральной афишей, а зрительный зал, как правило, был переполнен. Так, газета «Красноярец» 1907 года писала: «Публика в оперу валом валит, удивляешься только, откуда у красноярцев берутся деньги? Ежедневный сбор составляет около 1000 рублей». Во втором десятилетии прошлого века в городе гастролировала труппа итальянских артистов под управлением господина Гонсалец. Выступления итальянских гастролеров, обладавших высоким исполнительским мастерством, знакомили горожан с серьезным классическим репертуаром, приобщая красноярцев к разнообразным жанрам музыкального искусства. Их концерты являлись важнейшей составляющей музыкальной жизни Красноярска. Cпустя десятилетия сотрудничество в области музыкального творчества не утратило своей силы, а напротив значительно упрочилось. Так гостями нашего города стали итальянские артисты Давид Беллунджи и Ивано Баттистон. Свое мастерство представил на суд зрителей итальянский дирижер Пьеро Беллуджи, управляя Красноярским академическим симфоническим оркестром. В 1995 году Красноярск посетили маэстро Роберто Манфреддини и режиссер Мария Франческа Сичилиани, поражала своим меццо-сопрано певица Габриелла Сборджи и техника управления оркестром Филиппо Фаеса… Стали выезжать в солнечную Италию и наши земляки. Так, Камерный оркестр Михаила Бенюмова выступал в Италии неоднократно. Всегда их концерты проходили с аншлагами в разных городах Италии – в филармонии города Тренто, в церкви Сен-Джорджо в Вероне, в оперном театре имени Понкиелло в Кремоне… И везде они играли на уникальных коллекционных инструментах, предоставленных Консорциумом скрипичных мастеров Кремоны. Постепенно столь благоприятный для двух стран процесс общения перерос в Международный фестиваль искусств «Сибирь-Италия».

Ссылки и файлы:

   Федорова Е. Становимся культурной столицей? // Вечерний Красноярск. - Красноярск, 2005. - 28 июня (№ 42). - С. 11

Сотрудничество с Италией

Примечательно то, что музыкальный диалог двух культур перерос в прочные социально-экономические отношения. Еще в советские времена в наш край приезжала делегация секретарей федераций Итальянской коммунистической партии. В 2002 году в торгово-промышленной палате города Милана прошли дни экономики Красноярского края, которые явились предпосылкой для дальнейшего делового сотрудничества. В настоящее время в Красноярске появились торговые итальянские брэнды и потребители прочувствовали качество и изысканность итальянского стиля. Итальянцы все чаще путешествуют по Сибири и с удивлением для себя открывают наши бесконечные просторы и особенности сибирского уклада жизни.

Ссылки и файлы:

   Хохлов А., Воробьева Д. В Италии пройдут "Дни экономики Красноярского края" // Известия. - 2002. - 30 января. - С. 3

Художник Суриков в Италии

Сказочная Италия навсегда осталась запечатленной на полотнах Василия Ивановича Сурикова, уроженца города Красноярска. Первая поездка художника за границу (в сентябре 1883 по май 1884 года) включала посещение Германии и Франции, Италии и Австрии. Суриков отправился в это путешествие с женой и двумя маленькими дочерьми - 5-летней Ольгой и 3-летней Еленой. Обычно немногословный, художник отправлял очень подробные, полные впечатлений и рассуждений письма своим друзьям и педагогу Павлу Петровичу Чистякову. Созерцая и изучая классику полотен живописных кумиров, Суриков не забывал зарисовывать увиденное – уличные сценки, спящих на тротуаре бездельников, украшенных цветами итальянок. Маленький дорожный альбом в холщовом переплете сопровождал его повсюду. В Италии художник создает множество акварелей с изображением памятников архитектуры, пейзажей Венеции и Милана, Неаполя, Флоренции. «Римский карнавал», «Итальянка», «Сцена из Римского карнавала» и т. д. Через 16 лет (1910 г.), будучи известным художником, Суриков снова приедет в Италию и вновь изобразит «Палаццо Дожей», которую Гете назовет «мечтой, сотканной из воздуха, воды, земли и неба».

Красноярский край в итальянской прессе

Заголовки статей в итальянской прессе то и дело спешат заинтересовать читателя новостями о Красноярском крае (“Il Giornale”, “Corriere della sera”, “Il giornale del friuli”). Гастроли красноярских коллективов, важнейшие экономические события края, рассказ об особенностях местных городов и совместные культурные проекты – это лишь самый малый спектр тем, затронутый в итальянской прессе. Теплота и красочность высказываний о нашем крае позволяет с уверенностью сказать, что дружба между Италией и Красноярским краем есть и расстояние в тысячи километров тому не помеха!

Для анализа посещаемости и улучшения работы сайта мы используем файлы cookies. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на их использование.