Вход в личный кабинет

Зарегистрироваться?
Забыли пароль?
Войти через госуслуги

Вверх

Святитель-хирург Лука Войно-Ясенецкий на красноярской земле

Имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877-1961) по праву можно поставить в ряд несгибаемых героев и мучеников науки и религии. В любых условиях он всю свою жизнь посвящал бескорыстному служению своему народу, врачеванию души и тела, безвозмездной помощи людям. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, хотя и родился далеко от Красноярского края, был тесно связан с ним на протяжении всей жизни.

Святитель Лука, в миру известный как хирург Валентин Войно-Ясенецкий принял постриг после смерти жены и стал епископом в мае 1923 года. Именно тогда, когда по всей России шло массовое уничтожение православных. Несмотря на все заслуги хирурга, в июне 1923 года Лука арестован. Знаменитого узника ждет ссылка в Сибирь.

В начале 1924 года, после долгого этапа, Войно-Ясенецкий приехал в Енисейск. В северном городе он поселился рядом с мужским Спасо-Преображенским монастырем. Исторические факты, в Енисейске Валентин Феликсович впервые пересадил почку от теленка человеку, вернул зрение целой семье. Описание многих случаев исцеления говорит о том, что нет органа в теле человека, к которому бы не прикасался скальпель Войно-Ясенецкого. Отслужив в храме, Лука идет лечить сибиряков и всегда операции сопровождаются Христовым именем. Слепые прозревали, больных жаждущих исцеления становилось все больше, очереди к ссыльному хирургу росли. Надзирателям из ОГПУ надо было срочно что-то делать с популярностью этого попа. Вскоре, была назначена новая ссылка, через село Богучаны в Хаю, сейчас этой деревни нет. А тогда стояли трескучие морозы, вода замерзала прямо на полу дома, голод.

Потом последовал Туруханск и после очередного конфликта с чекистами строптивого епископа отправляют к полярному кругу в селение Плахино. В апреле 1925 года Войно-Ясенецкого отзывают в Туруханск, власти изменили решение после того, как в больнице умер крестьянин. Ему срочно нужна была сложная операция, а кроме Войно-Ясенецкого ее сделать было некому. Случай так возмутил крестьян, что они, вооружившись вилами и топорами, отправились громить местное ГПУ. В ноябре 1925 года пришло долгожданное постановление об освобождении Войно-Ясенецкого, но это была только первая его голгофа. Буквально через несколько лет Лука вновь арестован и отправлен в ссылку в Архангельск. В 1937 году - третья ссылка, возвращение в Красноярский край.

Он определен на жительство в поселок Большая Мурта. Лука понимает, что Сибирь за десятилетие превратилась в бесплодную духовную пустыню. Каждое утро владыка выходил из маленькой комнатки при больнице и шел в рощу, где молился перед складной иконой, поставленной на пенек. "Куда бы меня ни послали - всюду Бог", - говорил епископ санитаркам больницы.

В Мурте Войно-Ясенецкий пробыл чуть больше года, началась Великая Отечественная война. Хирург с мировым именем не может остаться в стороне. Он отправляет телеграмму на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина, но в Москву ее не передали, а в соответствии с существующими распоряжениями направили в Красноярский крайком. В ней Лука просил прервать ссылку ради оказания хирургической помощи нуждающимся.

На мобилизационной карте страны Красноярский край был самым дальним восточным регионом, куда эвакуировали медицинские учреждения и госпитали. Под госпитали оборудовались лучшие и самые вместительные здания города: клубы, гостиницы, школы. Медицинское обслуживание населения было затруднено до крайности, в связи с призывом на фронт почти всех врачей, с сокращением медикаментозного и материального снабжения. Первые раненые с фронта стали поступать в госпитали Красноярского края 27 сентября 1941 года. 30 сентября в Большую Мурту прибыл самолет, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий был отправлен на нем в Красноярск, где стал работать главным хирургом госпиталя № 1515 (оборудованного в здании школы № 10), оставаясь на положении ссыльного до осени 1943 года.

Первый год пребывания в Красноярске Войно-Ясенецкий жил в сырой, холодной комнате, которая до войны использовалась для хранения дворницкого инвентаря. На госпитальной кухне, где готовилась пища на 1200 человек, хирурга кормить не полагалось. Статус поднадзорного ссыльного обязывал его еженедельно отмечаться в комендатуре. Выезжать на научные конференции в другой город он мог только с разрешения чекистов и должен был писать рапорты. Священников тогда иначе как пренебрежительно попами и не называли. Но стоило кому встретиться с Войно-Ясенецким, пренебрежение вмиг испарялось. Делал он по четыре-пять операций за день, находясь в операционной по 5-10 часов. Несмотря на то, что в это время ему было уже за шестьдесят. Были случаи, когда наступал смертный час, и к бойцу мчались, кто со шприцом, кто с кислородной подушкой, он спокойно и властно отстранял медиков своею рукой священника и говорил: "Не мешайте уйти человеку в тот мир...". Все смертельные исходы своих пациентов владыка переживал очень тяжело.

Особенности лечебной работы в эвакогоспиталях Красноярского края определялись тем, что сюда поступали военнослужащие, отличавшиеся наиболее тяжелой степенью ранений и затянувшимися патологическими процессами. Многие раненые, уже прошли лечение в ряде госпиталей других областей. Средний срок поступления в красноярские госпитали после ранения составлял от 4 месяцев до года. Первый диагноз часто, ставился неверно и процесс болезни затягивался. Иногда Лука и вовсе не рекомендовал операцию, направляя на комиссию для перевода в нестроевую часть. Помимо операций святитель Лука проводил консультации в госпиталях края с мощностью в 10 тысяч коек. При консультировании он настойчиво рекомендовал переводить безнадежных больных в тот госпиталь, где он сам делал неотложные операции, подписывая больничный лист: "перевести в 10 школу". Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в условиях военного времени постоянно разрабатывал новые научные методы оперативного вмешательства для лечения раненых с серьезными гнойными осложнениями. Его научный труд "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов", вышедший в 1944 году, стал руководством к действию для тыловых хирургов. Основные положения книги в том же году были включены в Инструкцию по лечению огнестрельных ранений суставов Наркомздрава СССР.

Определенный вклад в работу эвакогоспиталей вносили и раненые. Они ухаживали за более тяжелыми, лежачими больными, привлекались к работе в столовой, дежурствам по палатам. Отдельные эвакогоспитали заключали договоренности с оборонными заводами, где раненые собирали детали. Средний процент возвращаемости на фронт по Красноярскому краю составил 55,6 %. Это говорит о достаточно высоком качестве лечебной работы в госпиталях края, учитывая то обстоятельство, что край принимал самых "запущенных" больных и раненых. Об эвакогоспитале Святитель Лука пишет: "Воспоминания об этой работе у меня светлые и радостные. Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами". Лука признавал себя лишь орудием в руках Бога. "Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь ему", - так говорил он пациентам. Владыка Лука никогда не называл раненых бойцами или солдатами. Он всегда говорил: "Воины". Он и сам был воином, сражавшимся на многих фронтах. В марте 1943-го ссыльный архиерей добился открытия церкви в Красноярске. В 1942 году на собрании священного синода принималось решение ввиду пребывания Преосвященного бывшего Ташкентского архиепископа Луки в Красноярске поручить ему вдовствующую Красноярскую епархию с титулом архиепископа Красноярского, не отрывая его от работы в военных госпиталях.

5 марта 1943 года Лука в письме сыну сообщает: "Господь послал мне несказанную радость. После шестнадцати лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским... Конечно, я буду продолжать работу в госпитале, к этому нет никаких препятствий", "До крошечной кладбищенской церкви в Николаевке полтора часа ходьбы с большим подъемом в гору. И я устаю до полного изнеможения". Единственного на весь город пастыря отца Алексия Захарова, примыкавшего к обновленцам, владыка Лука отстранил от священнослужения на два месяца, будто бы за нетрезвое поведение и за кощунственное отношение к святыням. Лука также добивался открытия кафедрального Покровского собора. Им хотел завладеть запрещенный отец Алексий, чтобы "пригласить туда обновленческого архиерея". Но при Луке открытия собора не состоялось.

Несмотря на сильную загруженность в госпиталях Валентин Феликсович не оставлял научной деятельности. Он страстно желал выхода 2 издания "Очерков гнойной хирургии", которые он дорабатывал в Большой Мурте, но были люди, которые не допускали этого. Войно-Ясенецкий не догадываясь о проблемах писал родным. "Мою книгу могут издать в Красноярском военном издательстве. Остановка только за получением приказа от начальника военного издательства в Москве", - пишет он в апреле 1942-го. В мае: "Вчера получил сообщение, что моя книга будет печататься в Новосибирске. Бумагу уже достали". В августе оказалось, что бумаги в Новосибирске все-таки нет, но зато "уже почти вполне обеспечено издание книги в Красноярске". Но... публикация второй книги "Очерков..." осуществилась только через несколько лет.

В сентябре 1943 года в госпиталь № 1515 пришла телеграмма о командировании профессора Войно-Ясенецкого в Москву. Так, архиепископ Лука принял участие в Поместном Соборе, на котором был избран членом Священного Синода. В начале 1944 года получил направление о переводе в Тамбов, с 1946 года в Симферополь. В 1944 году была опубликована монография "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов". В 1946 году доработанные и расширенные "Очерки гнойной хирургии". За обе эти работы ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Впоследствии Валентин Феликсович писал знакомым в Красноярск: "На мне исполнились Божьи слова: "прославляющего мя прославлю". А ведь я совсем не искал славы и никогда не помышляю о ней. Она сама пришла. К ней я равнодушен".

В 1995 года архиепископ Лука был причислен к лику святых, в августе 2000 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил священномученика Луку к сонму новомучеников и исповедников российских ХХ в. Постановлением Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 года в соответствие с законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" гражданин Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович полностью реабилитирован.

В Красноярске Валентин Феликсович совершил трудовой подвиг и здесь же ему разрешили архиерейское служение. Память о нем жива в сердцах многих жителей края. Так в июне 1998 г. был установлен и освещен барельеф на здании красноярской школы № 10. В 2005 году здесь открыт школьный музей в честь святителя Луки. 25 августа 2007 года установлена мемориальная доска в поселке Большая Мурта по улице Советской, 152, где с марта 1940 г. по 30 сентября 1941 г. работал хирург. В 2002 г. на углу проспекта Мира и улицы Горького в Красноярске появился удивительный памятник Луке, в сквере архиерейского дома, где также находились операционные эвакогоспиталя № 1515. Памятным местом является двухэтажный деревянный дом казака Евстигнея Потехина. Жилье, где Войно-Ясенецкий вновь вернулся к исследовательской работе. Дом усадебного типа первой половины 19 века, является объектом культурного наследия регионального значения.

Красноярский медицинский университет с 2007 года - по резолюции Московской Патриархии РПЦ носит имя профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. В годы войны он читал лекции в университете, первые корпуса которого находились в центре города на улице Ленина. Он учил "человеческой хирургии". В вузе помнят его слова "Для хирурга не должно быть "случая", а только живой, страдающий человек". Проявления равнодушия к врачебному долгу возмущали епископа Луку. В главном корпусе КрасГМУ имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого в 2014 году состоялось открытие мемориального зала Святителя Луки. Мемориальный зал является образовательным пространством, способствующим формированию у студентов морально-нравственных качеств врача. В 2006 году на первом этаже главного корпуса медуниверситета был открыт храм во имя святителя Луки. В настоящее время для храма построено новое здание рядом с корпусом медуниверситета. В 2017 году на площади перед главным корпусом КрасГМУ был торжественно открыт и освещен памятник Войно-Ясенецкому. Памятник - символическое отображение заслуг Святителя Луки перед медициной и церковью. Именно поэтому в одной руке святитель держит скальпель, в другой - крест.

Также в 2017 году в память о пребывании Войно-Ясенецкого в Большой Мурте открыты храм Святителя Луки и духовно-просветительский центр при поселковой больнице. В 2007 году в крае появилась передвижная бесплатная поликлиника для жителей края, которая получила имя святителя Луки. Поезд здоровья построен на Красноярском электровагоноремонтном заводе - это девять уникальных вагонов, оснащенных современным медицинским оборудованием. В рамках достигнутых договоренностей поезд получил статус государственной поликлиники и курсирует по малым станциям Красноярской магистрали.

Города Енисейск и Красноярск, поселки Туруханск и Большая Мурта, станок Плахино и деревня Хая, вот некоторые места, где волею Господа побывал Лука - выдающийся хирург и великий проповедник и где его прославляют по сей день.

Ссылки и файлы:

   Электронная коллекция "Врач, священник, святой: Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий"

   Публикации о жизни и трудовой деятельности Валентина Феликсовича (Луки) Войно-Ясенецкого

Для анализа посещаемости и улучшения работы сайта мы используем файлы cookies. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на их использование.