Академонгородок : роман в происшествиях / Александр Бачило. - Москва : Эксмо, 2004. - 379, [1] с. - (Русская фантастика : основана в 2003 году). - 10000 экз.. - ISBN 5-699-07697-2 : Б. ц.
ГРНТИ
ББК 84Р

Рубрики:
   Художественная литература русская -- 20 в.

Аннотация: Александр Бачило - автор известный, издается давно и со вкусом, предпочитая крупной форме малую. И потому известие о том, что он сдал в издательство роман, несказанно заинтриговало его читателей, и они сразу по выходе книги кинулись в магазин. И вот книжка куплена, раскрыта и прочитана. Но где роман? Романа-то и нет, зато есть происшествия. Книга «Академонгородок» написана в традициях «Марсианских хроник» Рея Брэдбери, это серия концептуальных новелл, и связанных и несвязанных между собою. Их объединяет общее место действия и, иногда, сквозные герои. Действие разворачивается с конца пятидесятых годов прошлого века и вплоть до наших дней. В 1957 году Владыка Тартара призывает в мир нечисть Стылого Морока. На земле, где когда-то стоял древний город, в котором говорили на истинной речи, собираются строить центр советской науки, Академгородок. А это означает раскопки, а при раскопках найдутся предметы быта, и на них надписи на истинном наречии. А вдруг те надписи расшифруют, язык выучат и скажут на истинном: «Нечисти нет и никогда не было!»? И ее не станет! «Если мы проиграем, - напутствует Владыка Тартара Стылого Морока перед отправкой в люди, - ты окажешься сказочным пугалом, никогда не существовавшим в действительности. Просто выяснится, что тебя не бывает». И потому иди, и служи Тартару, и распоряжайся порождениями его, если в них надобность возникнет. Но только пусть люди до печенок прочувствуют, что нечисть - есть. И Стылый Морок отправляется на служение. Все новеллы, в которых он появляется, хороши и даже изысканны: в «Бригадире» Морок талантливо мешает будущему строительству; в «Накхте» уничтожает археологическую экспедицию, отыскавшую те самые заветные черепки, на которых есть надписи на истинном языке: прочитанные вслух, эти надписи сотрясают землю до могильных костей, и даже мертвым делается неуютно; в «Фотографии» Морок жестоко шутит над человеческими страстями и привязанностями, а в «Лесопарке» ставит над людьми эксперименты, лишенные какой-либо гуманности. Когда Александра Бачило спросили, веселая ли это книга, он ответил с доброй улыбкой: «Очень, потому что все умрут». Нечисть плодится и размножается, потому что помыслы людей нечисты. Нечисть пожирает людей, распространяясь, точно мыслящая плесень, агрессивно и целенаправленно. Нечисть творит волшбы и колдунства прямо в центре советской науки, и понемногу человеческое замещается в людях тем, для чего название есть только на истинном наречии, и лучше не произносить этого слова вслух... Книга «Академонгородок» начинается с новеллы «Дом на холме» (первая часть) и ею же заканчивается (вторая часть). Две части новеллы - своего рода скобки, в которые взяты прочие новеллы. В «Доме на холме» нет ни одного поминания Морока, вся она - развернутая метафора кризисного состояния человечества. Люди со всего города едут в некий дом, потому что идут и наступают «они». Жить с «ними» невозможно и непредставимо. Следующие новеллы объясняют, с чего все началось и как был послан в мир Стылый Морок. Дальше - больше. Начинаются страшные чудеса, перерождения людей, научная деятельность тоже приводит к странным результатам. И, наконец, по области тут и там подымается нечисть, и вот она надвигается на городок, сжимая кольцо. Здесь поставлена вторая скобка - заключительная часть «Дома на Холме», где люди, сотни раз обманутые, получают новое объяснение происходящего, а, значит, и новую надежду на спасение. Они хватаются за нее, несмотря на то, что это, скорее всего, очередной обман. А на самом деле короток век человечий, и окружают людей враждебные силы, и обманывают всячески - да не просто так, а чтобы пожрать, уничтожить, отменить. Но надежда людей не покидает и не покинет до последней секунды, за которой либо спасение, либо... Книга «Академонгородок» - книга фантастики мистической, полной странностей и плохих чудес. Это совсем другое видение (или наоборот невидение?) будущего, чем у Игоря Пронина. А между тем хочется, чтобы будущее было и чтобы оно было счастливым. И хочется верить, что фантастика, исследуя самые разные страхи человечества, отводит от него беду.