Бетховен : жизнь и творчество : [в 2 т.] / Л. В. Кириллина ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Московская консерватория, 2009. - 500 экз.. - ISBN 978-5-89598-213-6.
Т. 1. - 535 с. : ил., муз. пр. - Библиография в подстрочном примечании. - 500 экз.. -
ISBN 978-5-89598-215-0 : 1268.00 р.
ГРНТИ 18.41.91 ББК 85.313(4Гем)5-8Бетховен
Аннотация: Первая за последние семьдесят лет всеобъемлющая научная монография о жизни и творчестве Людвига ван Бетховена, написанная на русском языке (после знаменитой бетховенской биографии А.А. Альшванга, появившейся в 1940г.).
Автор - доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Л.В. Кириллина поставила себе задачей «дать читателю современное представление о личности, эпохе, произведениях Бетховена, и чтобы это представление базировалось не только на личных впечатлениях и знаниях, но на достижениях мировой бетховенианы, на источниках, публикациях и исполнительской практике последних лет».
В пятнадцати главах последовательно изложены все этапы жизненного и творческого пути Бетховена.
Первый том посвящен истокам личности, становлению и самоутверждению Бетховена и сочинениям 1780 – 1800-х годов. Второй том охватывает средний и поздний периоды. Особенностью книги является то, что жизнь и творчество композитора не разграничиваются на два непересекающихся потока (как это часто делается в биографиях), а рассматриваются в неразрывном единстве.
От зарубежных монографий в подобном же жанре книга отличается тем, что тем, что прослеживает линию взаимоотношений Бетховена с его русскими знакомыми, ценителями, меценатами и вообще с русской темой.
Из книги: «Идея духовного бессмертия занимала Бетховена с юных лет и до последних дней.
Может быть поэтому он в таком стоическом спокойствии встретил свой конец, что был внутренне уверен в правоте слов Горация: «non omnis moriar» (нет, весь я не умру»).
… Однако речь идет не только о тех нитях, которые протянусь в будущее от Девятой симфонии и «Фиделио», от поздних квартетов и сонат, от концертов и «Торжественной мессы», от песен «К далекой возлюбленной» и мнимо бесхитростных фортепианных багателей…
Творчество великого художника не является лишь суммой неких текстов и содержащихся в них технических открытий. Оно содержит психограмму души, квинтэссенцию личности своего творца, хочет он того или нет. Бетховен – хотел. Те, кто любят его музыку, обычно любят и то человеческое, что в нее вложено, и наоборот: неприятие бетховенской музыки связано и с неприязнью к личности его создателя. Однако и хулители, положа руку на сердце, редко когда отказывают Бетховену в величии и в магнетической способности проникать в умы и сердца людей, даже далеких от муызки.
21 декабря 1911 года Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздинк Рождества. Подумать только, почти через две тысячи лет, та ночь, когда родился один великий человек, еще празднуется почти всеми людьми этой земли как тот миг, когда говорят только кроткое и хотят каждому творить добро. Это же чудесно. Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?»
Каждый волен устроить такой праздник сам для себя, не дожидаясь ничьих повелений».
Доп.точки доступа: Бетховен, Людвиг ван (1770 - 1827) Экз-ры:
ОЛИ