Цифровое искусствознание: возможная типология баз данных по искусству = Digital Art Studies: A Possible Typology of Art Databases / Н. Н. Пименова, А. А. Шпак, К. А. Дегтяренко>. - Текст : непосредственный // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 16, № 12. - С. 2273-2284. - Библиогр.: с. 2282-2284
ГРНТИ 18 УДК7.02 ББК 85.1 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Изобразительное искусство в целом
Кл.слова (ненормированные): искусственный интеллект -- типологизация баз данных по искусству -- цифровое искусствознание -- цифровой арт-рынок -- цифровые галереи -- цифровые коллекции Аннотация: Неотъемлемой частью научных исследований в области искусствознания в настоящее время являются цифровые базы данных. Применение информационно- коммуникационных технологий, развитие информационно-аналитических систем в искусствоведении связаны с масштабностью задач, которые могут решить эти средства систематизации. Актуализируется использование методов искусственного интеллекта для создания, каталогизации, проведения качественного и количественного анализа произведений искусства. Доп.точки доступа: Шпак, А. А.; Дегтяренко, К. А.
Имеются экземпляры в отделах: ИНО Экз. 1 (свободен)
Кл.слова (ненормированные): советский модернизм -- постсоветская наука -- искусствознание -- неомодернизм -- музейное строительство -- миллениалы Аннотация: Статья посвящена деятельности ряда независимых ассоциаций московских историков искусства, философов и художников поколения миллениалов, которые работали над переосмыслением и новой структуризацией художественного архива советского модернизма.
Имеются экземпляры в отделах: ПЕР Экз. 1 (свободен)
Неопубликованные заметки В. С. Кеменова к картине В. И. Сурикова "Благовещение" из архивного фонда музея-усадьбы В. И. Сурикова : [Красноярск] / Ю. В. Квашнина>. - Текст : непосредственный // Северные Архивы и Экспедиции : рецензируемый научно-практический журнал. - 2022. - Том 6, № 2. - С. 154-160
. - ISSN 2542-1158 ГРНТИ 18.31.31 ББК 85.14(2Рос-4Крн-2Красноярск)
Vita activa, vita contemplativa: изображения святых отцов пустынников в искусстве Центральной Италии эпохи Проторенессанса / Н. А. Азовцев>. - Текст : непосредственный // Искусствознание. - 2021. - № 4. - С. 10-39 : 6 ил. - (История) (Иконография). - Библиогр.: с. 36-39 (48 назв.)
. - ISSN 2073-316Х УДК75.04 ББК 85.147 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Жанры живописи -- Италия -- 13 в.; 14 в.; 15 в.
Кл.слова (ненормированные): византийское искусство -- интернациональная готика -- итальянские художники -- отшельники -- проповедники -- религиозная живопись -- триптихи -- флорентийское искусство Аннотация: Изображения святых отцов-пустынников получили особое распространение в проторенессансном искусстве Центральной Италии. В связи с возросшим интересом к историям из жизни анахоретов в этот период сформировалась целая группа живописных произведений. Ее возникновение было напрямую связано с духовными течениями, которые были распространены в итальянских городах эпохи позднего Средневековья, а также с сочинениями доминиканских проповедников. В статье рассматриваются основные памятники станковой и фресковой живописи, иллюстрирующие сюжеты из жизни отшельников первых веков христианства, прослеживаются черты сходства и отличия между ними, выясняется их связь с византийской иконографией "Успения отшельника", а также анализируется их место в общем контексте развития итальянского искусства второй половины XIII - начала XV века.
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)
Печать времени: графические источники античных реминисценций в охотничьих натюрмортах Яна Веникса / П. И. Подшивалова>. - Текст : непосредственный // Искусствознание. - 2021. - № 4. - С. 40-61 : 15 ил. - (История) (Иконография). - Библиогр.: с. 60-61 (22 назв.)
. - ISSN 2073-316Х УДК75.03 ББК 85.141 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История живописи -- Нидерланды -- 16 в.; 17 в.
Кл.слова (ненормированные): античные модели -- голландская живопись -- голландские художники -- гравированные источники -- итальянская живопись -- памятники культуры -- французская живопись Аннотация: Статья посвящена осмыслению роли французских и итальянских гравированных серий XVI–XVII веков с изображением реальных и воображаемых древнеримских памятников в творческом формировании образа античности в охотничьих натюрмортах Яна Веникса и Дирка Валкенбурга. Автор не только затрагивает широкий круг общих проблем голландского натюрморта 1650-1720-х годов, в котором в этот период последовательно укоренялись художественные принципы голландского классицизма и, в частности, идеи Nil Volentibus Arduum, но и показывает, как под воздействием французской культуры изменилась художественная и символическая интерпретация памятников Древнего мира, выявляет их археологические протоисточники. Доп.точки доступа: Веникс, Я. Б. (художник голландский ; 1621 - 1659)
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)
Рисунки "группы Франка ван дер Стокта". К истории одного научного заблуждения / А. О. Ларионов>. - Текст : непосредственный // Искусствознание. - 2021. - № 4. - С. 62-85 : 16 ил. - (История) (Атрибуция). - Библиогр.: с. 84-85 (18 назв.)
. - ISSN 2073-316Х УДК75.03 ББК 85.141 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История живописи -- Нидерланды -- 15 в.
Кл.слова (ненормированные): атрибуция -- голландская живопись -- голландские художники -- графические листы -- мизерикордия -- эрмитажные рисунки Аннотация: Брюссельский живописец Франк ван дер Стокт на протяжении большей части ХХ века привлекал к себе пристальное внимание историков нидерландского искусства. Начиная с 1920-х годов ему были приписаны многие, важные в историческом и художественном отношении, картины и рисунки. Однако на рубеже нового века пересмотр многих атрибуций в сфере живописи и более строгие критерии стилистического анализа привели к обрушению этого историко-искусствоведческого конструкта. Автор статьи рассматривает основные мнения, прозвучавшие в разгоревшейся дискуссии и обосновывает (в частности, на примере рисунков из собрания Эрмитажа) свой взгляд на проблему. Рисунки "группы Франка ван дер Стокта" не обязательно исполнены одним и тем же художником, хотя, очевидно, они принадлежат к продукции одной и той же мастерской. Речь, скорее всего, идет о сохранившемся комплексе рабочих рисунков из архива неидентифицированной пока скульптурной мастерской, действовавшей в Брюсселе в 1440–1460-х годах. Доп.точки доступа: Стокт, ван дер Ф. (нидерландский художник ; 1424 - 1495); Вейден, ван дер Р. (нидерландский художник ; 1400 - 1464)
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)
Кл.слова (ненормированные): античность -- глиптика -- декоративно-прикладное искусство -- исследования -- камеи -- неоклассицизм -- портреты исторических деятелей -- резьба по камню -- эрмитажные геммы Аннотация: Статья посвящена резчику Джованни-Баттиста Ведеру и его произведениям, хранящимся в Государственном Эрмитаже. Группа из 23 камей, часть из которых выявлена недавно, представляет собой самую крупную и значительную коллекцию работ Ведера, известную на сегодняшний день. Автор впервые рассматривает геммы Ведера как единый комплекс, выделяя два основных направления творчества резчика - геммы с портретами исторических деятелей и современников, а также реплики античных оригиналов. В статье исследуются история создания и иконография каждой из этих групп памятников. Доп.точки доступа: Ведер, Д.-Б. (римский резчик по камню ; 1742 - 1808?); Ведер, И. Б.
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)
Становление московской школы пейзажа и немецкий романтизм. Карл Рабус / В. А. Петров>. - Текст : непосредственный // Искусствознание. - 2021. - № 4. - С. 108-179 : 44 ил. - (История) (Пейзаж). - Библиогр.: с. 172-179 (113 назв.)
. - ISSN 2073-316Х УДК75.03 ББК 85.141 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История живописи -- Россия -- 19 в.
Кл.слова (ненормированные): немецкая философская эстетика -- немецкий романтизм -- пейзажная живопись -- преподаватели живописи -- русская живопись -- русские художники -- русский пейзаж Аннотация: Статья посвящена характеристике абсолютно неизученного, но важного аспекта становления московской школы пейзажной живописи - тесной связи ее основателя - первого преподавателя пейзажа в Московском училище живописи и ваяния Карла Ивановича Рабуса (1800-1857) с культурой немецкого романтизма. Прослеживается творческий путь Рабуса, в том числе в период его пребывания в Германии, а также специфика его многообразной деятельности после переезда в 1834 году в Москву. Рассматриваются различные формы его сотрудничества с виднейшими деятелями "познания России" и участия в московской литературно-художественной жизни 1830-1850-х годов. Особое внимание уделяется принципам и результатам преподавания Рабуса и роли в нем немецкой философской эстетики. Прослеживается связь с заложенными Рабусом традициями в творчестве виднейших московских художников следующих поколений вплоть до нашего времени. Доп.точки доступа: Рабус, К. И. (1800 - 1857); Московское училище живописи, ваяния. 2 \о нем\
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)
Кл.слова (ненормированные): архитектура -- декоративно-прикладное искусство -- модерн в искусстве -- народная культура -- национально-романтические направления -- храмы -- художественные стили Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с обостренным интересом художественных деятелей России и европейских стран к собственному художественному наследию во второй половине XIX - начале XX века. В связи с историческими процессами, политической и культурной ситуацией в той или иной стране этот интерес имел различный характер, разную степень остроты и актуальности, но на его основе формировалось национально-романтическое направление в искусстве, стремление художников к созданию единого стиля, основанного на национальных традициях, ставшего существенной гранью стиля модерн. В статье анализируются факторы, способствовавшие формированию этих процессов. Автор приходит к выводу, что при всем несходстве путей развития национально-романтического направления в искусстве разных стран, прослеживаются внутренние связи и однонаправленность творческих поисков.
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)
Кл.слова (ненормированные): немецкая живопись -- немецкие художники -- немецкое искусство -- советская художественная критика -- экспрессионизм Аннотация: Первая в Советской России после Мировой войны и периода революций выставка зарубежного искусства должна была стать манифестацией современного и политически мотивированного искусства. Ожидалось, что она будет встречена с энтузиазмом и станет предметом широкого обсуждения, мостом, соединяющим прогрессивное искусство РСФСР и Германии. Но экспозиция была встречена холодно, а показ ее в Саратове и Ленинграде сопровождался скандалами. В статье анализируются как обзоры выставки московских художественных критиков, так и отклики на выставку, появившиеся в периодической печати Саратова и Ленинграда. Доп.точки доступа: Межрабпром. 2 \о нем\
Имеются экземпляры в отделах: ОЛИ Экз. 1 (свободен)