Большой театр. Культура и политика. Новая история / Соломон Волков ; [предисловие Михаила Швыдкого]. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. - 556, [1] с., [36] л. ил. ; 22 см. - Указатель имен: с. 536-554. - Указатель постановок: с. 555-557. - 7000 экз.. - ISBN 978-5-17-105339-0 (в суперобл.) : 903.00 р.
18.45.45  
ББК 85.335.413(2-2Москва)

Кл.слова (ненормированные):
МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ -- ТЕАТРЫ МОСКВЫ -- БОЛЬШОЙ ТЕАТР -- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР РУССКИЙ
Аннотация: Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным театром империи считался Мариинский, а Москва была «театральной Сибирью»: туда из Петербурга ссылали провинившихся артистов и сплавляли обветшавшие декорации. Ситуация круто переменилась к концу XIX века. Усилиями меценатов - московских купеческих династий - была создана цветущая, во многом альтернативная Петербургу культура, корнями уходившая в давние славянофильские традиции. На гребне этой волны взмыл и Большой. В нем блистали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Рахманинов. Но первые послереволюционные годы стали самыми трудными в истории Большого: Ленин с фанатической настойчивостью стремился закрыть театр. По неустанным требованиям Ленина Большой едва не исчез с культурной карты страны. Лишь смерть вождя предотвратила непоправимый для русской культуры исход. В роли спасителя Большого выступил Иосиф Сталин. И в этом у него был образец для подражания: в области культурной политики он учился у Николая I. Николай I был первым русским монархом, всерьез озаботившимся включением академической музыки в официальную пропаганду. Николай I был крестным отцом первой классической русской оперы - "Жизнь за царя" Михаила Глинки, и с его скорее тяжелой, чем легкой руки это великое творение стало музыкальной "визитной карточкой" династии Романовых.
Доп.точки доступа: Швыдкой, Михаил Ефимович (1948 - ) \авт. предисл.\
Экз-ры: КХ - 0702997;
ОЛИ