Хаим Сутин, 1893-1943 / Михаил Герман. - Москва : Искусство-XXI век, 2009. - 374, [1] с. : цв. ил. ; 30 см. - (Художники русской эмиграции). - На обложке автор не указан. - Рез. англ. - Библиогр.: с. 346-351. - 1500 экз.. -
ISBN 978-5-98051-054-1 (в суперобл.) : 3500.00 р.
ГРНТИ 18.31.31 ББК 85.143(4Фра)6-8Сутин Х.
Кл.слова (ненормированные): ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ --
ФРАНЦУЗСКИЕ ХУДОЖНИКИАннотация: «У Сутина – безоглядная, совершенно свободная от всяких канонов живопись, наполненная «судорогами страстей» художника, наделенного раскаленным, не знающим границ темпераментом, живопись, открывающая скорее процесс, нежели результат… Мир качается, он лишен центра тяжести, он словно бы эманация чувств, и – как ин парадоксально – он поразительно материален. Это потрясающая способность Сутина – воссоздавать плоть ощущений, материальность страсти, боли, восторга».
Эта книга — первая фундаментальная монография, посвященная Хаиму Сутину (1893–1943). Несмотря на огромное количество прижизненных этюдов, серьезных каталогов, интереснейших статей и публикаций, подробного исследования о Сутине в мире пока нет. В России о нем не издавалось почти ничего. Олимпийский дар Сутина очевиден, его живопись давно и навсегда встала вровень с творениями Ван Гога, Мунка, Пикассо.
«Более четверти века он работал отдельно от современного ему искусства, которое без него, тем не менее, не смогло бы стать таким, каким стало. Сутин не вошел ни в одну «национальную историю искусства», оставаясь пришельцем во Франции и сохраняя связь с русской культурой лишь в потаенной глубине своего творчества, которое более принадлежало Времени — XX веку, чем Месту, где оно взрастало. Художник развивал важнейшую тенденцию искусства XX века, ведущую начало еще от Бодлера: эстетизацию всего, не зависящую от предмета, скорее, даже вопреки ему».
«Взламывая» внешнее впечатление, но отчасти все же сохраняя его, Сутин устремляется к человеческой боли, он видит персонаж словно его собственными глазами в минуту страдания, сомнения, даже отвращения к самому себе, он – наверное, и против своего желания – обнажает в портретируемом скрытую муку. И все это настолько пылко и агрессивно прорывается сквозь «внешнее сходство», что за ним открываются подобия веласкесовских уродов, босховских чудовищ, брейгелевских безумцев. Но над всем этим буйством безжалостных «открытий» царствуют божественная и безмерная доброта и сострадание…»
«Художественная драма» картины именно в том, что искусство, не уступая жестокости жизни, подымает материю до собственного уровня, безмолвно и неопровержимо показывая красоту всего. Сохранились, конечно, далеко не все картины, изображающие освежеванные бычьи туши. Но и те, которые известны сегодня, дают мощное, восхитительное и гнетущее ощущение некоего мрачного художественного подвига».
Доп.точки доступа: Сутин, Хаим (1893 - 1943) Экз-ры:
КХ - Б-082593;
ОЛИ