75 лет назад начала работать
воздушная трасса "Красноярск-Уэлькаль". Другие названия трассы: АЛСИБ, "Аляска-Сибирь". По этому маршруту в годы ВОВ в Советский Союз было доставлено более 8 тысяч боевых и транспортных самолетов, сыгравших заметную роль в победе над фашизмом. Многие годы после войны замалчивалось существование и деятельность перегоночной трассы Аляска – Сибирь. Лишь в начале 90-х гг. появились первые публикации, поисковые экспедиции, стали открываться памятники и мемориалы памяти погибших летчиков. 11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу (в годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны мира) военной техники, оружия, стратегического сырья, продовольствия и др. Союзническая помощь по ленд-лизу в нашу страну осуществлялась несколькими путями. Один из них пролегал от восточного побережья Америки до Мурманска и Архангельска, перевозки по нему сопровождались значительными потерями и проводились неритмично. Маршрут через Тихий океан к дальневосточным портам нашей страны оказался затруднительным из-за большой протяженности. Главной транспортной артерией был избран путь через Индийский океан до иракского порта Басра в Персидском заливе и далее через Иран к советской границе. Этот очень длинный и неудобный из-за нескольких перевалок путь все же сыграл важную роль в доставке СССР нужных грузов. В октябре 1941 года Госкомитет CCCР обороны принял решение об организации доставки самолетов из США в нашу страну по воздуху. После всестороннего анализа нескольких вариантов был выбран воздушный путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов. Шла реконструкция аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, строились новые в Уэлькале и Марково на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, создавались запасные и промежуточные в Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зыренке. На Красноярском аэродроме в ходе строительных работ удлинили две бетонные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали дополнительные здания. Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 5000 км. Для перегонки американских самолетов: истребителей, средних бомбардировщиков и транспортных С-47 – была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза, полковника Ильи Павловича Мазурука. Дальность полета у истребителей была небольшой, поэтому маршрут, протяженность которого от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, была разделена на пять этапов. Американские летчики доставляли самолеты от авиационных заводов, расположенных на севере США, через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая технику. Здесь эстафету подхватывали наши летчики из 1-го перегоночного авиаполка (ПАП). Они перегоняли самолеты через Берингов пролив до Уэлькаля – аэродрома на берегу Анадырского залива. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП – до Якутска, 4-й – до Киренска, на последнем участке Киренск – Красноярск работал 5-й ПАП. 6 октября 1942 г. летчики 1-го ПАП подняли в воздух с аэродрома близ Фэрбенкса первую группу самолетов – 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон». Воздушный мост «Аляска – Сибирь» начал действовать. Самым массовым самолетом, поставляемым по трассе «АлСиб» был самолет типа Р-39 – «Аэрокобра» (4952 экз.), на этих самолетах воевали многие советские асы, такие, как А. Покрышкин (59 побед), Речкалов (56 побед). Были организованы авиационные мастерские на Покровке, на острове Молокова, на территории судоремонтного завода и цирка, где располагался авиаремонтный завод. За цирком была взлетно-посадочная полоса аэродрома. За время работы трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Немало летчиков пропало без вести. Одна из самых страшных трагедий произошла в самом начале перегонки, 17 ноября 1942 г. в Красноярске. Накануне в Красноярск прилетела группа самолетов из Киренска. На другой день летчики должны были вылететь назад в Киренск на самолете Ли-2. Ли-2 пошел на взлет прямо до стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на Восток. Подлетая к стоянке, т. е. к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он резко перешел в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю. Погибло 20 человек. Летчиков похоронили на Троицком кладбище в братской могиле, позже установили памятник. Памятник можно увидеть слева от Свято-Троицкого собора. Особенно много катастроф приходилось на начальный период работы перегоночной трассы. Непривычная и неизученная местность, сложная для ориентирования – боевой вылет истребителей на фронте длился полчаса-час, а здесь 4-5 часов. Отстал от группы, потерял лидера – самому выйти на аэродром сложно. И карты поначалу были неточные. Сложные метеоусловия. Зимой сильные морозы до 50 градусов. Летом циклоны – сплошная облачность. Осенью и зимой частыми были туманы. Конструктивные недостатки и производственные дефекты. Плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях. По этим причинам потеряно большое количество машин. В начале 1946 г. перегоночная трасса прекратила свою деятельность. В Красноярске летчики и технический персонал 5-го перегоночного авиаполка жили в доме № 35 по улице Вавилова, здесь же располагался штаб авиатрассы.
Подробнее...